Борис Николаев. Биография

Художник жив

Когда кругом сирень цвела,
Бурлила жизнь,
Он ящик выдвигал стола,
Чтоб выбрать кисть.

Когда стучалась вьюга в дом,
Как дикий бес,
Он спорил с ней с карандашом
Наперевес.

Характер, воли торжество
И глаз прищур
Он превратить мог в волшебство
Линогравюр.

И вот уж нет его давно,
Но есть порыв.
Пока хранится полотно,
Художник жив.

О ЖИЗНИ

    Борис Николаевич Николаев родился 27 ноября 1924 года в г.Щучинске Северо-Казахстанской области (в то время - казачья станица Щучинская), куда его предки переселились ещё в 1857 году. После революции семья была дважды репрессирована, и в 1929 году Николаевы были вынуждены переселиться в Омск. Родители Бориса Николаева, будучи крестьянами по происхождению, не имели никакого отношения к искусству и не поощряли увлечение сына. Он же, с раннего детства испытывая тягу к рисованию, рисовал чем придётся: мелом, углём на стене, на полях газет (бумага и карандаши были в то время большой роскошью), даже играл со старшими братьями и сестрой в учителя рисования. В 1932-1942 году он учился в средней школе, параллельно занимаясь в изостудиях. В школе он был в составе редколлегии школьного рукописного журнала (кстати, это было первое подобное издание в стране), который назывался «Счастливое детство». Этот журнал получил положительный отзыв Н. К. Крупской, которой было выслано несколько номеров. Работа художника в журнале была самой непростой: мало было придумать хорошую иллюстрацию к очерку или меткую карикатуру; если совет редколлегии её утверждал, её приходилось вручную копировать на несколько экземпляров журнала, а их бывало от трёх до десятка. «Счастливое детство» выявил много талантов. Сам Борис Николаевич говорил, что именно с него начался его путь в искусство.

    После окончания школы Николаев успел несколько месяцев поработать в омском парке культуры – рисовал афиши, лозунги, декорации к выступлениям артистов. А в сентябре 1942 он неполных восемнадцати лет был призван в армию. Обучался в Иркутской топографической школе и в 1943 году в качестве топографа попал на Калининский фронт. С октября 1943 до мая 1945 служил в запасном артиллерийском полку. Но, занимаясь на фронте делом, казалось бы, далёким от искусства – зарисовывая расположение частей противника и стратегические объекты «с натуры», он находил время и для того чтобы сделать беглый набросок или портрет однополчанина. Эти «портреты» солдаты посылали домой вместо фотографий. Войну Николаев закончил 9 мая 1945 года под немецким городом Кенигсбергом. Награждён орденом Отечественной войны II степени и 11 медалями. Демобилизовался в 1947 и, вернувшись в Омск, до 1948 года работал в клубе завода имени Баранова, рисуя по-прежнему афиши к кинофильмам и эстрадным выступлениям, лозунги, портреты вождей. Этим он планировал заработать на учёбу в Академии Художеств. Но, в конце концов, решил поступать в Пензенское художественное училище (в Омске в то время не было подобных учебных заведений) и был зачислен сразу на второй курс. Началом своей творческой работы считает студенческие годы – с 1952.

    В областных выставках Николаев участвовал с 1955 года. Член Союза Художников с 1965 года. Участвовал в зональных выставках в 1966, 1969, 1971, 1980; республиканских – 1963; союзных – 1963, 1964, 1965; зарубежных – 1975, 1987 годах. Первая персональная выставка состоялась в 1975 году.

    Своими основными работами сам художник считал «На Красноярской ГЭС. Будни.» - гравюра на картоне, 1963 г., «В степи целинной» - линогравюра, 1965 г., «Мать» - линогравюра, 1965 г., «Ф.М.Достоевский» - линогравюра, 1969 г. – из графических работ; и одну живописную работу – «Сказка» - картон, темпера, 1972 г.

    Бориса Николаевича Николаева не стало 26 сентября 2007 года.

О ТВОРЧЕСТВЕ

    Творчество Бориса Николаева поражает удивительным разнообразием. Николаев считал себя графиком – портретистом и пейзажистом, и, действительно, большинству он известен как автор графических работ в «суровом» стиле. Но не это главное. Не жанр, не способ. Его живопись не менее выразительна. Сколько динамики в полотне «Бурный день», а «Портрет матери»? Разве мог бы он изобразить самого близкого и дорогого человека как-нибудь иначе? Нет, нежность и свет усталых, но молодых глаз, ласковость мозолистых, много работавших рук, тени забот, притаившиеся в морщинках на лице – всё это могла передать только мягкость масла на благодатном поле холста. А загадочная, полу-мистическая «Сказка», которую автор считал одной из своих основных работ? В этом, пожалуй, главная ценность таланта художника и любого творческого человека – не замыкаться, не давать чётких определений, а быть свободным и открытым всему, что можно воспринять, переосмыслить и, наконец, выразить в одному тебе свойственной, единственной и неповторимой форме. «Суровая графика», на самом деле, лишь часть огромного творческого наследия, составленного Николаевым. Её можно назвать, скорее, имиджем его, но не более. Возможно, дело в том, что технику, манеру, средства подсказывает художнику его настроение, отношение к изображаемому, и многие другие субъективные факторы. Сравнить «Старый двор» и «Мать»… Впрочем, разве их можно сравнивать… Спокойствием, уютом дышит масляный дворик, видный как будто из окна тёплой квартиры – жёлтые домики, чистый белый снежок, беседующие люди – мирная картина 60-х. И – прямой, чёткий силуэт постаревшей в несколько лет женщины, выхваченный из тьмы словно вспышкой молнии. В её руках, покрытых глубокими морщинами – орден погибшего сына, на голове платок – символ траура. За спиной – мрак. Через мирное время она понесёт дальше, до самой смерти свою трагедию, свою боль, свою утрату, которую ничто не сможет восполнить, даже радость Великой Победы.

    Если рассматривать работы Бориса Николаева в хронологическом порядке, становится понятно, что его глаз – глаз человека творческого, наблюдательного – замечает и переносит на бумагу многое и многое, что характеризует нашу жизнь, окружающую природу, нас самих. Художник превращает выразительное в изобразительное. На его картинах отражено всё, что он повидал в своей жизни, и даже то, чего он видеть не мог, но что почему-либо затронуло его сердце.

    Борис Николаев никогда не был обласкан советской властью. Наоборот, его творчество зачастую противоречило желаниям сильных мира сего. Точнее, даже не вступало с ними в конфликт, а, скорее, жило своей, независимой, свободной жизнью, потому что без свободы оно немыслимо. Конечно, приходилось рисовать портреты вождей и прихлебателей, но это нельзя назвать творчеством в настоящем смысле этого слова. Это ремесло. Люди на портретах Бориса Николаева – настоящие, хорошие люди, честные и простые. Именно с такими людьми он любил общаться, их он изображал.

    Удивительный талант сибирского художника вобрал в себя и несмелый опыт юности, и тяжёлое испытание Великой Отечественной войной, и мирную жизнь нашей страны в советский период, и красоту сибирской природы, и характеры множества людей, с которыми Николаеву довелось встретиться. Мир его творчества бесконечно велик и прекрасен, его уникальность в том, что каждый может найти в нём частичку своей собственной души, то, что окажется близко, понятно и дорого.

Л.А. Николаева